Я

[Крым] Виды Крыма. Часть II. Гравюры сер. XIX века

Гравюры с видами Крыма сер. XIX века смотрите внутри ...Collapse )

Все гравюры отсканированы из издания: Памятная книжка на 1858 год. СПб., в Военной типографии, 1857. 1 ил. гравированный титул; XVI с.; 2 н.с.; 589 с.; 5 н.с.; 2 н.с. с гравированными пожарными сигналами; 1 шмуц с виньеткой; 10 л. гравированных ил.; 11,9 х 7,9 см.
Из собрания "Среди коллекционеров"

p.s. При воспроизведении поста прошу давать ссылку на первоисточник, при копировании фотографий (не для поста со ссылкой, а для других целей) прошу спрашивать разрешение.
Я

[Крым] Виды Крыма. Фотоальбом начала XX века

Небольшой фотоэкскурс в историю смотрите внутри ...Collapse )

Все фотоснимки из книги: Виды Крыма. Vues de Crimee. Стокгольм, [1904-1907 гг.].
Из собрания "Среди коллекционеров"</strong></p>

p.s. При воспроизведении поста прошу давать ссылку на первоисточник, при копировании фотографий (не для поста со ссылкой, а для других целей) прошу спрашивать разрешение.
Я

Умер гениальный художник-график Аземша Александр Николаевич (1950-2014)

sam
В 4 часа утра 14 марта не стало Александра Николаевича Аземши – одного из ярчайших книжных графиков второй половины XX – начала XXI вв.
Тем, кто впервые попадал домой к Александру Николаевичу, несомненно, запоминалась его многотысячная библиотека. Надо сказать, что это одно из лучших тематических собраний книг, посвящённых живописи и графике XIX-XX столетий. Пообщавшись с ним, можно было убедиться, что он не только перечитал их все, но и имел аргументированное взвешенное мнение по любому вопросу. Он был не просто художником-интеллектуалом, а эрудированным знатоком. Если Аземша рисовал солдата какой-нибудь армии какой-нибудь эпохи, то можете быть уверены - у этого солдата все отличительные знаки, пуговицы, оружие - всё было изображено верно. А если он рисовал для детей, то рисовал умно, занимательно и с душой.

Выпускник факультета графики Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина, он за свою жизнь проиллюстрировал более 100 изданий, большинство из которых – детские книги. Его творения неоднократно получали призы и дипломы, но самое главное, что они несли тепло и доброту людям. В свои рисунки он вкладывал душу, педантично доводя любое своё произведение до совершенства и с точки зрения техники, и с точки зрения интеллектуального замысла. Он учил нас смотреть на мир своими глазами. На его книгах выросло не одно поколение детей – с 1970-х по 2010-е гг.

Одной из последних его, не до конца реализованных задумок, стал ономастикон по произведению Н. В. Гоголя «Мёртвые души». Художник успел сделать чуть более 40 персонажей из более чем 200 задуманных (описанных Николаем Васильевичем).

К сожалению, он ушёл в расцвете сил – его зрелое мастерство, подкреплённое необычайно разносторонними знаниями и развитым интеллектом, в последние годы достигло новых высот. Он ушёл, но оставил богатое наследие – пищу для ума и души. Светлая ему память! Мы будем всегда помнить и любить главного художника нашего журнала.

p.s. Вчера был на церемонии прощания и поминках в Санкт-Петербурге. Светлая ему память - хорошему доброму милому Александру Николаевичу Аземше!

Я

Срочно в номер! Найдена причина - почему русских не любят в Европе!

Оазывается мы должны убрать из русского языка букву "ы" и нас сразу так все полюбят!
Все мышки вступят сразу в партию мишек и всем будет хорошо!

Цитата дня от лидера ЛДПР Владимира Жириновского:

"Убрать эту букву гадкую, это азиатчина, нас за это не любят в Европе… Это от монгол к нам пришло, ни в одном европейском языке буквы “ы” нет. Гортанный звук, это звери так говорят: “ы-ы”. “И” — все, достаточно». Он отметил, что дети также не выговаривают букву «ы». У меня был сын маленький еще, «ы» дети не могут выговаривать. Говорит: «Папа, папа, там мишка». Я думаю, какой мишка? Медведь что ли? Оказывается, мышь", — сказал Жириновский.

А теперь цитата из А.С.Пушкина о русском языке:
"Как материал словесности, язык славяно-русский имеет неоспоримое превосходство перед всеми европейскими: судьба его была чрезвычайно счастлива. В ХI веке древний греческий язык вдруг открыл ему свой лексикон, сокровищницу гармонии, даровал ему законы обдуманной своей грамматики, свои прекрасные обороты, величественное течение речи; словом, усыновил его, избавя таким образом от медленных усовершенствований времени. Сам по себе уже звучный и выразительный, отселе заемлет он гибкость и правильность. Простонародное наречие необходимо должно было отделаться от книжного; но впоследствии они сблизились, и такова стихия, данная нам для сообщения наших мыслей."
(Пушкин, заметьте, 15 раз употребил букву "ы" - настоящий варвар!)

Почувствуйте разницу!

И, напоследок, афоризм от французского поэта Франсуа де Малерба (публикуется из Живописного сборника. Издание А.Плюшара и В.Генкеля. № 8. 1857. с.355. Хранится в моей библиотеке):

Почему дураки вообще считают себя умными?
Потому что только посредством продолжительной науки человек познает слабость своего ума.
Но почему же и ученые дураки считают себя тоже умными?
Потому что не поняли смысла тех фраз, которые они выучили из книг и учебников.

А я за букву "ё" и "ы" и за все другие буквы. И мы в своих изданиях все эти буквы печатаем и специально корректируем. Мы (а не ми) любим свой язык (не язик). И не "петрикам" всяким учить страну как ей говорить, учить и за что нас любить!

Как издатель хочу обратить внимание ГосДумы, что они ещё не все законы приняли, как им, видимо, кажется. И в стране ещё не рай. Приходя в типографию мне дают выбор: печататься на бумаге из Китая или из Финляндии, переплётные материалы: немецкие, китайские, финские, да какие угодно, только не русские. Мы свои леса сдаём в аренду, наш лес вывозят в Китай, в Финляндию, делают возврат НДС на границе, там делают бумагу и привозят сюда продавать! Так, блин, дешевле! Займитесь делом, наконец! Так в любой отрасли, куда не плюнь. У нас в конце XIX века и в СССР в стране работало более 200 фарфоро-фаянсовых предприятия, а сейчас и десятка не наберётся. За последние 12 лет закрылись крупнейшие фарфоро-фаянсовые и стекольные заводы, которым никто не помог! Многие - более чем со столетней историей. Например, завод Ауэрбаха, Конаковский - закрылся в год своего двухсотлетия. Он пережил и войну 1812 года и голод и нищету и первую мировую и гражданскую и вторую мировую - он вас "мишек" (мышек) не пережил. Вся проблема в том, что вы свои капиталы не заработали с нуля с малого бизнеса, вы не знаете, что такое, по-настоящему трудится, единицы из вас это знают, а большинство там у вас сидят из-за власть имущих пап и поэтому реальных проблем страны они не видят и не знают.



Но я могу назвать истинную причину, почему нас не любят в Европе. Только она вам не понравится: Нас не любят из-за подобных вам варваров! Рядом с вами сидят и принимают законы очень большое количество людей с очень узким кругозором, а всех остальных вы считаете "недочеловеками", вы ездите с мигалками, вы ведёте себя высокомерно, вы всех вокруг постоянно унижаете. Вы считаете, что вы сверху: сверху закона, сверху людей. Но только, кроме полного отсутствия зачатков настоящей интеллигентности и мудрости, в вас нет ещё и человеколюбия и желания сделать страну процветающей, а есть желание утолить свои собственные амбиции, не считаясь при этом с чужими интересами и интересами своего народа в первую очередь. За вашей, кажущейся надутостью и важностью таятся комплексы неполноценности и в такие моменты они вылезают наружу и разрушают что-то во внешней среде. Сейчас эти ваши внутренние монстры покушаются на частицу великого русского языка!

Поэтому, извините, но и в этот раз вы всего лишь громко пиаритесь вместо того, чтобы заняться своей прямой обязанностью: законотворчеством на благо своей страны и своего народа!
Я

Про ЭТО. Умирает ли журналистское дело?

Новости в интернете наполнены отвратительной копипастой. Люди, копирующие этот контент не только не проверяют факты, изложенные посторонними людьми, но и не задумываются над смыслом самого текста. В своей, издательской среде, посвященной искусству могу назвать пару-тройку фамилий людей, которые пишут о тех выставках, которые посетили, об аукционах, на которых присутствовали. 95% остальных тупо копируют этот материал и извращают его, отталкиваясь, например, от официальных пресс-релизов или от рассказов побывавших там, дополняют глупыми выдержками из википедии и не стесняются публиковать под своей фамилией.

Несколько перлов последних дней, порезавших мой несчастный ум:
1) Радио "Комсомольская правда" (слышал несколько дней назад). Ведущие - девушка и молодой человек рассуждали о судьбе Крыма и проехались по судьбе Аляски, которую они в шутку тоже предложили вернуть. При этом спели песенку "Эх корона Российской Империи Екатерина ты была не права .... отдавай-ка родимую взад". Обсудили Екатерину II, которая была не права. Друзья, группа "Любэ", несомненно, один из столпов отечественной эстрады, но, видимо, по истории у них была двойка. Землицу Алясочку продал Александр II.

2) Сегодня с утра смотрел репортаж "LifeNews" об открытии выставки "Про это", посвященной творчеству Владимира Маяковского, в частности, в репортаже было сказано, дословно, следующее: " ... на этом стекле запечатлена переписка Лили Брик и Владимира Маяковского, в двухмесячный период, когда у них было осложнение отношений и они не жили вместе ...". Ребятки, вещая на миллионную аудиторию вам желательно знать, что у Лили Брик был муж - Осип Брик. Не надо орашать воздух подобными загрязнениями - у нас итак с экологией проблема.

3) О деловой этике. Сегодня смотрел репортаж о пропавшем Боинг-777. Мне кажется чудовищно циничным фотографировать людей в минуты, когда они испытывают жесточайшие душевные муки, чтобы потом смаковать эти искаженные лица несчастных людей по телевизору и в газетах. Не обижайтесь, если вам кто-то в состоянии аффекта разбил бы фотоаппарат/видеокамеру об голову - и правильно бы сделали!

Растёт и цветёт на благодатной почве самое мощное современное оружие - информационное. И не имеющих своего мнения киселевых и мамонтовых в их рядах, к сожалению, не счесть!
Я

Поздравления с 8 марта на старых открытках :)

История праздника в википедии,
а здесь публикую документы прошлого - что люди писали, как поздравляли.
Покапался в нашей коллекции открыток и отобрал только те, что с подписями :)
Жаль, что всего четыре:

Untitled-2Untitled-1
1958 год
Здесь вообще без поздравлений :) Одни извинения.



Untitled-4Untitled-3
1957 год (год Международного фестиваля моложёжи и студентов).
Очень милый постскриптум: "В слове Алёна забыла А или О, поэтому написала Елена" :)


Untitled-5Untitled-6
сер. 1950-х гг. (не видно за адресом)

Untitled-7Untitled-8
1950 год

Дорогие женщины! С наступающим вас праздником! Пусть вас все любят, холят и берегут :)

Я

Бандеровцам и их последователям посвящается ...

Кто же они такие - эти бандеровцы? Борцы ли за независимость Украины как они сами говорят?
И какими способами они пытались и пытаются бороться за свою независимость?
Вопрос только один - независимость от кого они хотят? Они не ужились с поляками, с русскими, они резали всех, кто был другой национальности, они даже своих не щадили.
Для любого здравомыслящего человека ответ ясен - современная организация: это чётко сформированная снаружи организация, получающая хорошее финансирование от тех кому важен пересмотр итогов второй мировой войны. Руководство организации рвётся к локальной власти (пусть и под временным контролем), как и ранее, любыми доступными способами, а в подчинении у них молодёжь, грамотная, но не имеющая собственного мнения и желания самостоятельно разобраться, которую грамотно подковывают и развивают в нужном направлении: http://ari.ru/news/2a344f03a

По сути организация кон.1930-х гг. была сформирована немецкой агентурой, использовавшей националистические настроения царившие на Западной Украине.
Боролись немецкими способами за чистоту украинской нации - вырезали поляков, армян, евреев, русских и своих не очень активных  членов.
Согласно планам Гитлера, на границе с СССР необходимо было создать «буферные государства» между «Азией» и «Западом» — лояльные Третьему рейху Украину (на территории Галиции и Волыни) и Литву (включая Виленский край). Ничего не напоминает?

За годы Второй Мировой войны в Украине от рук фашистов погибло 5,3 млн. мирных граждан, а также 2,3 млн. трудоспособных украинок и украинцев было угнано в Германию.
От рук бандеровцев погибло 850 тысяч евреев, 220 тысяч поляков, более 400 тысяч советских военнопленных и еще 500 тысяч мирных украинцев. Убито 20 тысяч солдат и офицеров Советской Армии и правоохранительных органов, примерно 4 - 5 тысяч своих же "вояк" УПА, недостаточно "активных и национально сознательных".

Т.е. бандеровцы убили около 2 млн. человек - это настоящие борцы за свободу!


75

Способы, которыми бандеровцы добивались своих целей и чистоты крови, не менее изощрённые, чем у немцев.
Подробнее об этом можно прочитать здесь (не рекомендуется людям со слабой психикой и несовершеннолетним):
http://kazak-nation.livejournal.com/284028.html
http://gorod.tomsk.ru/index-1299053021.php
можно и ещё нагуглить.

Почему же в современном ОУН-УПА так много молодых людей?
Да потому что большинство людей не хотят ничего читать и анализировать собственными мозгами - у них засран мозг вот такой пропагандой: http://ari.ru/news/2a344f03a
Они будут как те немцы и немки, которым после войны показывали видеофильмы о зверствах их сородичей в концлагерях и на чужой земле - сидели плакали, просили прощения, попадали в сумасшедшие дома. Отличная терапия. Предлагаю эту молодёжь, выступающую под флагами Бандеры отлавливать и насильно заставлять смотреть на фотографии трупов детей, убитых их кумирами и их последователями.
У них недостаток информации, нет способности её проанализировать и нет желания её осознать и запомнить, возможно, что это недостаток йода в организме.

Сейчас очень много хороших мирных украинцев пишут посты о том, что, да, я тоже живу на Волыни - "я что бандеровец?". Нет, сообщаю всем вам кто живет в Галичине и на Волыни, что если вы не чистокровный украинец (есть ли такие?) и не придерживаетесь взглядов ОУН-УПА. Если вы спокойно наблюдаете за процессами встреч ветеранов этих достойнейших образований, спокойно наблюдаете молодежь рядом с портретами Бандеры и его приспешниками, рядом с флагами этих организаций, то у вас просто не всё хорошо с головой! Вас рано или поздно зарежут и скажут, что так и было надо - вы недостаточно активны для той области, где вы проживаете. Советую вам купить исторические очерки, можно даже переводные с немецкого (и такие есть) самостоятельно прочитать их, проанализировать и вывезти свою семью в более безопасные регионы или прекратить молчать и начать борьбу против фашизма и реабилитации военных преступников - навести, наконец, порядок в своём доме и просто жить, работать и радоваться жизни, а не искать гипотетической свободы неизвестно от кого.
А тем в Киеве, кто публикует душещипательные посты с фотографиями с огромным стечением простого народа, оплакивающего гибель представителей своего народа, кто пишет подписи под фотографиями с детьми, которые ставят свечки около фотографий погибших с комментариями: "Она тоже фашист?!". Я задаю вопрос: "А что эта девочка тоже была ночью на баррикадах и кидала в представителей власти бутылки с зажигательной смесью?" Большинство этих простых ни в чём неповинных людей погибли днём от рук неизвестных снайперов. А ночью воевали за свои цели и идеалы те, кто спал днём. Поэтому в любом порядке и беспорядке надо разбираться без эмоций и волнений. Вечная память невинно убиенным!

Распространяйте правду о зверствах бандеровцев - помогите молодёжи Украины избавиться от этой чумы, вновь поработившей их разумы! Иначе эта зараза (не дай бог!) рано или поздно может прийти в любой дом!
Я

Украинский художественный фарфор и фаянс завода в Белотине

"В ряду малоизвестных производств фарфора и фаянса XIX в. на Украине примечателен завод в с. Белотине (Билотине) бывшей Волынской губернии Острожского уезда (теперь Изяславский район Хмельницкой области). В этом селе, расположенном среди лесов, был основан фаянсово-фарфоровый завод по проекту служащего местного помещика, инженера Леве (или Лове), который, возможно, был совладельцем и управляющим завода. Началом деятельности производства в Белотине одни источники называют 1850 г., другие обозначают время более широко - начало 1850-х годов", - так начинается небольшая двухстраничная статья (с 3 ч/б изображениями предметов) известного советского искусствоведа Ф.С.Петряковой в её книге "Украинский художественный фарфор (Конец XVIII - начало XX ст.)" (Киев, 1985), ставшей базовым трудом для исследователей, коллекционеров и просто интересующихся украинским художественным фарфором. По сведениям Петряковой на 1985 г. в музеях мира насчитывалось около 30 фаянсовых и фарфоровых предметов, среди которых преобладают тарелки. Однако, известно, что были опыты по изготовлению скульптуры - по музейным и частным собраниям известна одна сохранившаяся до наших дней статуэтка "Мужчины с собакой у ног", сделанная из красной глины с использованием цветных глазурей.</p>

Киевский коллекционер и знаток фарфора Георгий Браиловский и московский коллекционер Мария Виноградова проделали огромную работу и подготовили в наш журнал №1(12).2014 16-страничную статью с большим количеством иллюстраций о работе этого интересного, но малоизученного предприятия, некоторые изделия которого отличаются высоким исполнительским качеством и, несомненно, представляют интерес, как редчайшие образцы фарфоровой и фаянсовой пластики музейного уровня.

Редакция журнала и авторы статьи благодарят Государственный музей украинского народного и декоративного искусства (г.Киев), а также Музей русского изобразительного искусства (г.Киев) за предоставленные фотографии образцов изделий. Нашим бы, московским, такую оперативность и желание безвозмездно помочь.

А для интересующихся приведу несколько изделий завода.

Обычная тиражная кружка, 1860-е - 1880-е гг. (предмет был ранее опубликован в ч/б исполнении в книге Ф.С.Петряковой)
Из собрания ГМУНДИ (г.Киев)
(например, в 1860 году было произведено 292 000 единиц фарфоровой, каменной и фаянсовой посуды")
Рис.1.а

Клеймо завода в Белотине, 1860-е - 1880-е гг.

Рис.1.в


Фрагмент живописи на тулове вазы, изготовленной в Белотине, 1864 г. Выс. - 42 см. Из частного собрания (г.Киев)
Рис.7.в


Фрагмент живописи на зеркале столовой тарелки, изготовленной в Белотине, 1860-е - 1880-е гг.
Рис.8.е

Я

История, клейма и фарфоро-фаянсовые изделия заводов Федяшиных

История, клейма и фарфоро-фаянсовые изделия заводов Федяшиных
Авторы статьи: Дворкин Г.Л. (Израиль), Насонов С.М.(Россия, г.Москва)

Настоящая статья о производстве Федяшиных в Гжели публикуется здесь в сокращенном виде и является промежуточным итогом работы над многотомным изданием "Марки российского фарфора, фаянса и майолики. XVIII в. - 1917 г.", которая планируется к изданию в сентябре-октябре 2015 года, к столетию со дня смерти Алексея Васильевича Селиванова - учёного и составителя первого систематизированного марочника русской керамики. Полная версия статьи будет опубликована в нашем журнале "Среди коллекционеров" в № 1(12) за 2014 год, который выйдет из печати "20" марта 2014 года. Пожалуйста, следите за анонсами здесь: http://mag.collectors.ru/index.php

В России фаянс известен с XVIII века. Гжельский керамический район, включавший в себя 16 сел и деревень Гжельской волости Бронницкого уезда и 11 соседней, Карповской волости Богородского уезда, представлял собой уникальное явление в области крестьянского предпринимательства – с XVIII в. по 1917 г. здесь работало более 180 крестьянских фарфоро-фаянсовых предприятий. В мастерских Гжели производили так называемый полуфаянс (с синей росписью), «бронзовый товар» (полуфаянс с росписью люстром), белый фаянс, опак[i], фаянс с кремовым, серым, лиловым и мраморным черепком, а также тонкий художественный фаянс. Выпускаемая продукция вывозилась на Нижегородскую и Ирбитскую ярмарки, в Москву, в Петербург, в другие города центральной части Российской Империи.

Одним из сёл вышеуказанного района было Жирово в Бронницком уезде Московской губернии (ныне деревня Раменского района). По сведениям на 1859 год в селе с населением более 500 человек насчитывалось 62 крестьянских двора[ii].

Местное поверье говорит о том, что название населённого пункта происходит от жирной сизой глины, пласт которой лежит под деревнями Жирово и Игнатьево. В энциклопедическом словаре Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона отмечается, что около села имеются залежи синевато-серой глины, известной под именем «жировки» и идущей на фабрики Гжельского района[iii]. В разное время село славилось гончарными промыслами и среди них были заводы Л.Анашкина (осн. в 1868 г.), П.Анашкина (осн. в 1860 г.), Будашкина (работал в 1820-е гг.), братьев Ерёминых (осн. в 1840 г.),, Козловых (осн. в 1820-х гг.), Л.Ларкина (осн. в 1871 г.),, Е.Тимофеева, Е.Шошкова (работал в 1820-е гг.), и Федяшиных (осн. в 1855 г.) и др. Настоящая статья посвящена производству Федяшиных, как примеру самобытности, своеобразия и таланта гжельских мастеров.
Сведения из литературных источников достаточно противоречивы. Свести их воедино, довольно сложно, но мы постараемся расставить основные вехи в развитии этого производства.


[i] ОПАК (от лат. Opacus – непрозрачный) высший сорт фаянса, похожий на фарфор; черепок опака порист и не просвечивает. Гончарные изделия, изготовляемые из того же состава, что фаянс, но с примесью полевого шпата.

[ii] Список населенных мест по сведениям на 1859 года. Московская губерния. XXIV, СПб., 1862, с.49.
[iii] Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — СПб.,1894 Т. XII: Жилы — Земпах, с.13.


Историческая справка

Фабрика Якова Никифоровича Федяшина основана в д.Жирово б.Бронницкого у. Московской губ. в 1855 году. Кроме семьи владельца, состоявшей из 5 взрослых и 2 несовершеннолетних, здесь также трудились 2 наемных работника. Изготавливались кувшины, тазы, рукомойники, банки – «желтая глиняная посуду» до 500 тыс. штук на 1500 руб. в год. По сведениям за 1871 год в заведении Якова Никифоровича числилось 10 рабочих, вырабатывавших полуфаянсовые изделия[i].
Своего расцвета производство достигло при внуке основателя – Иосифе (Осипе) Никифоровиче Федяшине, вставшем «у руля» предприятия в 1866 году. В 1871 году было получено разрешение на открытие «горшечного заведения»[ii]. Возможно поэтому в официальном указателе фабрик и заводов Европейской России и Царства Польского[iii] [по сведениям П.А.Орлова на 1884 годприм.ред.] указан год основания фабрики – 1872. По всей видимости именно с 1871 года начинается модернизация и увеличение производства. Как указывал А.Исаев[iv], 1870-е – 1880-е гг. – период расцвета предприятия, вырабатывавшего в этот период изделия из фарфора и опака. А.В.Селиванов написал, что именно при И.Н.Федяшине, завод стал выпускать наиболее интересную и разнообразную продукцию – «сначала двух-личную фаянсовую, потом мраморную и, наконец, фарфор».

Фарфор завода Федяшиных периода Иосифа Никифоровича. 1870-е - 1880-е гг.
004003002
001


В 1876 году на фабрике уже был занят 51 человек, а в 1884 – 50 работников выработали изделий на 26 тыс. рублей. В конце 1880-х гг. завод перешёл на выпуск т.н. «колерка»[v], более дешевой посуды с черно-красным черепком, по тонкости близкой к фаянсу. Снаружи она была покрыта черной глазурью, а изнутри - белой поливой. Посуда декорировалась матовыми букетами.
Надо отметить, что технология мраморного фаянса была изобретена Иосифом Никифоровичем ещё до открытия своего завода, когда он работал на предприятии деда [здесь и далее – по данным А.Б.Салтыкова, полученным непосредственно из устных воспоминаний Марии Ивановны Федяшиной, вдовы Иосифа Иосифовича – прим.ред.]. Фаянс этот был очень хорошего качества. Ассортимент – плитки для пола, изразцы, куклы, детские чайные приборы, чайная и столовая посуда. Мы не знаем точные технологические приемы И.Н.Федяшина по получению мраморной массы, но, следует отметить, что "мраморизация" или "мрамор", как способ декорирования керамики применялся на Руси в Х -XII веках и сохранился до наших дней. Получают "мрамор" несколькими способами, в основе которых лежит живописное растекание цветных ангобов[vi] в сплошном свеженанесённом на изделие слое одноцветного ангоба. Спиральные переплетающиеся линии образуются при свободном растекании цветных капель, полос, клякс, нанесенных на поверхность сырого ангобного грунта, и вращении или встряхивании изделия. Описаны также способы получения мраморного фарфора литьем в форму и отминкой. Коричневый цвет разводов федяшинской мраморной массе придает перекись марганца.
Уникальность федяшинского производства подчеркивается в исследовании Лебедевой В.А.[vii], где даётся анализ особенностей художественной стилистики произведений малых частных фарфоровых заводов и художественной практики Императорского фарфорового завода. Автор отмечала, что среди малых частных заводов практически не встречались примеры имитации в фарфоре других материалов и «исключение, почти единственное здесь, составляет фабрика Федяшина в деревне Жирово».
После смерти И.Н. Федяшина фабрика перешла к его сыну. По А.Б.Салтыкову это произошло в 1904 году, однако Т.И.Дулькина отмечает, что это произошло в 1895. Уточнение этой даты существенно, поскольку в 1895 году преемнику было всего 14-лет. На предприятии И.И.Федяшина сперва выделывался «красный товар» и по собственной рецептуре мраморный фаянс под «колерок» с коричневыми разводами из марганца. Изделия, производимые в этот период, украшались мелкими скульптурными группами. Выполнялся заказ для местной церкви по изготовлению желто-зеленых изразцов и плитка для пола. При И.И.Федяшине производство стало заметно слабеть. С 1898-1899 гг. вместо «колерка» завод стал выпускать фаянсовую продукцию. В 1906 году А.В.Селиванов писал, что «В настоящее время выделывается фаянс. Изделия довольно хорошего качества»[viii]. В 1905 и 1911 году было занято всего пять работников, а в 1912 году только два[ix]. В нач. XX века выпускалась глиняная посуда: горшки, банки, кружки.
Предположительно предприятие закрылось в 1918 году.
В настоящее время, по частным и музейным собраниям, известны маркированные изделия из мраморной массы или с мраморовидным покрытием, по всей видимости, датируемые 1870-ми –  1880-ми гг., выпущенные в период Иосифа Никифоровича Федяшина.


[i] Матисен Н. Атлас мануфактурной промышленности Московской губернии. М., 1872, с.168

[ii] "Из истории русской керамики и стекла XIIIXIX веков", Сб. трудов Гос. Ордена Ленина Исторического Музея, М., 1986, вып.62, с. 74.
[iii] Орлов П. А. "Указатель фабрик и заводов Европейской России и Царства Польскаго". СПб, 1887, с. 307.
[iv] Исаев А. "Промыслы Московской губернии". М., 1876, т.3.
[v] КОЛЕРОК – тонкостенное керамическое изделие из темно-красной керамики, снаружи покрытой черной, а внутри белой глазурями.
[vi] АНГОБ (От франц. engobe) - декоративное керамическое покрытие, наносимое на поверхность керамического изделия и закрывающее цвет или грубую структуру его материала в целях улучшения его внешнего вида. Ангоб был широко распространён в античном декоративном искусстве; в русском гончарном производстве известен под названием "побела". Белые или цветные жидкие керамические массы, представляющие собой диспергированные в воде, окрашенные или неокрашенные частицы глиняной массы. Цветные ангобы приготавливают путем добавления в белый ангоб 5-20% пигментов или окислов металлов: перекись марганца даёт коричневый цвет, а смесь окисей хрома, марганца и кобальта - черный цвет.
[vii] Лебедева В. А. Русский фарфор эпохи историзма: основные проблемы художественной стилистики (на материале произведений императорского фарфорового завода), автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения, М., 2012 (На правах рукописи).
[viii] Каталог русского фарфора и фаянса коллекции Алексея Васильевича Селиванова в гор. Владимире губернском. Владимир губ., 1906 .с.62.
[ix] Дулькина Т.И. "Марки российского фарфора и фаянса 1750-1960". М., 2003, с.297-299.


Я

Любимые выдержки из наших изданий ... Климов. Записки антикварного дилера. М., 2013.

Или особенности национальной математики ...

Как уже догадался читатель, дело было в пору моего книжного отрочества, и новыми книгами я тогда совсем не брезговал. Мы собрали пару десятков пристойных корешков, а Юрка еще вытащил из одного из шкафов две небольшие (чуть меньше аналоя) иконы в серебряных фольгушках.
– Что почем? – спросили мы.
Цены назначены были самые божеские, если не сказать «подарочные», и вообще, человек, несмотря на свою странную внешность, при общении производил впечатление совершенно вменяемое. Он, пока мы возились с книгами, с кем-то разговаривал по телефону, и разговор этот убедил меня, что имеем мы дело не с сумасшедшим, и с ножом на нас тут никто бросаться не будет. Мы кивали, соглашаясь на каждое его предложение, а я мысленно подсчитывал сумму, чтобы согласовать ее с имеющейся наличностью. Конечно, сегодня (почти тридцать лет прошло) я не помню ни одного точного числа, но для примера назову несколько цифр, не имеющих никакого отношения к реальной тогдашней ситуации, но точно показывающих ее механизм. За иконы было попрошено, например, сто двадцать пять рублей, за одну книгу два с полтиной, за другую десять, за третью – пять, за четвертую – пятнадцать, а за пятую семь пятьдесят. По моей прикидке получилось сто семьдесят пять рублей, что, с одной стороны, как раз хватало, потому что денег у нас собой было около двухсот, а с другой стороны, вполне имело смысл, потому что товара при правильной продаже было где-то на двести пятьдесят-триста.
– И сколько всего? – спросил я, чтобы проверить свою сумму.
«Странный человек» достал клочок бумаги и ручку и начал считать, записывая цифры в столбик. Вот что у него получилось:
2,5
10
5
7,5
125

Я с некоторым изумлением смотрел на эту бумажку, недоумевая, как же он теперь, при таком странном расположении будет эти цифры складывать? А складывал он уже, как учили во втором классе, то есть под чертой в самом правом разряде у него получилось 5 – очевидно результат сложения трех пятерок, а единица осталась в уме. Во второй справа колонке у него получилось 8, что я воспринял как результат сложения единицы из памяти, плюс еще одной единицы из цифры десять, плюс двух двоек (из 125 и 2,5), плюс голой пятерки и плюс семерки из 7,5. Наконец, последняя левая цифра была записана как двойка, видимо, появившаяся в результате сложения единицы от числа 125 и еще одной, которая осталась в памяти после сложения среднего ряда и записи восьмерки. Покажу все это еще раз на цифрах, чтобы была ясна механика вычисления:

2,5
10

7,5
125
285
В итоге, как это хорошо видно, перед «странным человеком» на бумаге красовалась цифра 285, что было значительно больше правильной, наших возможностей и коммерческого смысла тоже. Человек поднял глаза на верхний край бумажки и увидел запятую, которая отделяла половинку от двойки на самой первой строчке. Недолго думая, он отделил в сумме также одну цифру справа, и двести восемьдесят пять мгновенно превратились в двадцать восемь пятьдесят.
«Странный человек» почесал затылок и задумчиво посмотрел на нас:
– Маловато получилось, – сказал он, – мне минимум тридцатка нужна.
Набавьте на бедность до тридцати.
Мы набавили.
А когда выбрались на улицу и побыстрее смылись от известного дома, в котором могли оказаться под каким-нибудь наблюдением из-за важных жильцов, тупо уставились друг на друга.
– Пьяный? – предположил Юрка.
– Не пахло, – сказал я, – может, обкурившийся?
– Наверное, – согласился мой приятель.
Но точно ни он, ни я до сих пор не знаем

==========================================
Текст из книги М.М. Климова "Записки антикварного дилера": http://publish.collectors.ru/index.php?key=izdaniya&izdanie=16