Я

Персональная выставка засл. художника РФ Владимира Климентьевича Яснецова (1926-2005) в Царицыно

В двух залах Большого дворца в Государственном музее-заповеднике «Царицыно» 27 февраля 2014 года открылась выставка «Мечта о саде. Фарфор Владимира Яснецова». Публике представили произведения одного из крупнейших художников Дулёвского фарфорового завода. На выставке экспонируются работы из музея «Царицыно», который в настоящее время обладает самой большой и значимой частью наследия художника. В своей приветственной речи Генеральный директор ГМЗ «Царицыно» Наталья Юрьевна Самойленко подчеркнула, что выставка состоит исключительно из экспонатов, находящихся в собрании музея-заповедника «Царицыно», а значит, раскрывает любителям искусства самое дорогое, что есть в музее — его фонды. Показаны лучшие произведения мастера, выполненные в основном в 1970–1980-е годы, — период наибольшей свободы и творческого самовыражения. На торжественной церемонии открытия присутствовали сын В. К. Яснецова — художник Юрий Владимирович Яснецов, дочь — художник по фарфору — Марина Яснецова, известный искусствовед, заслуженный деятель искусств, академик Российской Академии художеств Лидия Владимировна Андреева, представители Дулёвского фарфорового завода, сотрудники российских музеев, пресса.
Персональная выставка Владимира Климентьевича Яснецова в ГМЗ «Царицыно» — вторая по счёту. Первая прошла в музее в 1996 году, при жизни автора. Уже тогда, в то непростое для России время, она воспринималась посетителями как отдушина, давала возможность окунуться в мир прекрасного, мир грёз, первозданной красоты природы и успокоенности.
Родился и жил Владимир Климентьевич Яснецов (1926–2005) в заводском посёлке, а с 1937 года — городе Ликино-Дулёво Московской области, в собственном доме, возле которого рос богатейший сад. В 17 лет призван в армию и отправлен на Дальний Восток, где пробыл 7 лет. В свободное время от военной службы копировал произведения, используя открытки и литографии, писал пейзажи, а краски присылали ему посылками из Дулёво сёстры. В далёкой Маньчжурии Владимир Яснецов увидел рисунки китайского художника Ци Байши1, поразившие его реалистич-
ностью и лаконизмом изображения. Одним росчерком пера, соединяя искусство каллиграфии и живописи, мастер мог создать ветку дерева, цветок, птицу или муравья. В дальнейшем в работах Владимира Яснецова на фарфоре неуловимо проявятся художественные впечатления, полученные от увиденной коллекции рисунков китайского художника в военном 1945 году.
В 1950 году, вернувшись домой, Яснецов устроился работать на Дулёвский фарфоровый завод. Природная одарённость за короткий промежуток времени позволила пройти путь от ученика опытного мастера кузнецовской школы Фёдора Фёдоровича Маслова до одного из ведущих художников завода, несмотря на то, что специального (профильного) образования он так и не получил, хотя и отправлялся от предприятия на курсы повышения квалификации художников фарфоро-фаянсовой промышленности.
Владимир Климентьевич на протяжении многих лет работал под руководством Петра Васильевича Леонова, наверное, самого известного главного художника завода. Именно по его решению Яснецов в начале 1950-х годов определён в живописцы с обязанностями копировать рисунки для массового производства, хотя молодой художник хотел создавать их сам; активно использовал Яснецова П. В. Леонов и на административной работе, в том числе при организации выставок.
Первым серьёзным испытанием для Владимира Яснецова стала Республиканская выставка произведений народного прикладного искусства и художественной промышленности РСФСР (1952 г.), к которой серьёзно готовилась художественная лаборатория завода. Чайные сервизы Яснецова «Ветка вяза», «Земляника (Ягоды)», «Кизил», созданные в 1951–1952 гг., имели успех и получили одобрение на Московском художественном совете.

Текст хранителя фонда керамика ГМЗ "Царицыно" Т.Н.Каревой.

Две интересных истории, рассказанных мне когда-то сыном В.К.Яснецова (со слов отца) - Юрием, а ему они поведаны отцом:
***
В начале 1950-х гг. в Москве проходила Республиканская выставка, где со своими произведениями участвовали, в т.ч. художники и скульпторы Дулёвского фарфорового завода . Выставка прошла успешно фарфоровые экспонаты упаковывали и грузили в ящики, но произошло досадное недоразумение - у большого фарфорового бюста И.В.Сталина отбили одно ухо. Сразу после погрузки и отправки автобуса по направлению в Ликино-Дулёво началось совещание, что же делать? Возвращать бюст вождя с отбитым ухом на завод было категорически нельзя - партийный комитет с большой долей вероятности мог возбудить производству по факту повреждения фарфорового уха Верховного Главнокомандующего. Главный художник завода - П.В.Леонов и В.К.Яснецов приняли решение, что бюст надо окончательно разбить и выкинуть в окошко. Так и сделали - всю дорогу кололи его на маленькие неидентифицируемые части и бросали за окно автобуса.
***
Другая история. Приблизительно в те же годы скульпторы и художники Дулёвского завода готовились к крупной выставке, каждый разрабатывал новое изделие. Главный художник завода П.В.Леонов заходил в мастерские и делал замечания. Чаще всего заглядывал к Яснецову (он считал его наиглавнейшим своим конкурентом) - делал следующие замечания: "поменьше золота, не так вульгарно, побольше краски". Когда приехали на выставку, то в центре экспозиции разместили сервиз "Золотой олень" П.В.Леонова, который весь горел золотом и затмил своей яркостью все остальные художественные живописные проивзедения.
***

А теперь, собственно, работы мастера:


Блюда «Цветёт калина» (1989 г.), «Жёлтая слива» (1987 г.), «Вечернее окно» (1988 г.). Дулёвский фарфоровый завод. Автор росписи: В. К. Яснецов, автор формы: А. А. Гузанов. Фарфор. Из собрания ГМЗ "Царицыно". Фото автора с выставки.



Декоративный комплект «Март». Дулёвский фарфоровый завод, 1989 г. Автор росписи: В.К. Яснецов. Фарфор. Из собрания ГМЗ "Царицыно".



Комплект «Лесная песнь». Дулёвский фарфоровый завод, 1987 г. Автор росписи: В. К. Яснецов. Фарфор. Из собрания ГМЗ "Царицыно".



Декоративный комплект «Вечерняя рябина». Дулёвский фарфоровый завод, 1989 г. Автор росписи: В. К. Яснецов. Фарфор. Из собрания ГМЗ "Царицыно".



Сервиз «Черноплодная рябина». Дулёвский фарфоровый завод, 1988 г. Автор росписи: В. К. Яснецов. Фарфор. Из собрания ГМЗ "Царицыно".



Калина над прудом. 1970-е гг. В. К. Яснецов. Бумага, гуашь, акварель. Из собрания ГМЗ "Царицыно".



Сервиз «Черёмуха». 1988 г. Фарфор. Из собрания «Среди коллекционеров»

Рекомендую всем любителям искусства посетить эту выставку в обязательном порядке - она прекрасно организована и принесёт вам много положительных эмоций и хорошее настроение. Спасибо сотрудникам ГМЗ "Царицыно" и персонально Н.Ю.Самойленко, Л.В.Андреевой и Т.Н.Каревой за помощь в подготовке журнальной публикации и за прекрасно организованную выставку.
Полная версия статьи опубликована в нашем журнале "Среди коллекционеров" (№ 1-2 (12-13), 2014 г., с. 150-159).