Я

Паттерны, рисунки на тканях 1920-х - 1930-х годов ... или изобретение велосипеда

Я ничего не хочу сказать, но иногда возникает чувство де-жа-вю
и на сей раз это чувство у меня связано с мультиком "Спешарики",
а, именно, с серией "Двигатель прогресса", который я смотрел со
своей дочкой, о том, как кролик изобрёл велосипед, игру "крестики-нолики" и многое другое ...

О чём это я, а о том, что без рекламы на рынке не продашь ни одного нового продукта,
но мне кажется, что в первую очередь нужно с потребителем быть честным и
когда ты своё изобретение, которое для людей начитанных,
несомненно, является всего лишь перепевом основательно забытого старого,
т.е. плагиатом, выдаешь за своё собственное, то возникает вопрос:

это делал неофит или потребителя сознательно вводят в заблуждение.

А не лучше ли быть честным и подвести под неплохую современную идею
историческую базу, а не рассказывать всему миру, что твой велосипед,
самый наивелосипеднейший и наипервейший велосипед в мире,
потому что он ездит боком!


Далее копирую оригинальный пост, уважаемого мной Артемия Лебедева,
без изменений, но выделив напрягающую фразу:
==============================================================
Оригинал взят у tema в Паттерны
Некоторое время назад мы открыли в студии новый отдел - отдел по дизайну паттернов.

Приятно наблюдать, как с нуля формируется полностью новое направление. Приятно наблюдать, как наполняется смыслом, развивается и растет то, во что никто до нас не верил.

http://www.artlebedev.ru/everything/pattern/

Из свежего:

Фирменный паттерн компании "Альпари" (http://www.artlebedev.ru/everything/alpari/pattern/).

alpari-pattern-cup


Паттерн компании "МБИ-Санкт-Петербург" (http://www.artlebedev.ru/everything/mbe/).

mbe-car-front


Как одна картинка может помочь целому бизнесу.



==================================================================================================

Я не буду ничего комментировать, просто опубликую образцы тканей 1920-х - 1930-х гг.
Сразу оговорюсь, что ткани с рисунками - это лишь один из частных случаев в русском искусстве,
который можно подвести под изобретение.


1

«Рыбаки». Набивная ткань. Трёхгорная мануфактура в Москве. 1920-е - 1930-е гг.
Образец опубликован в издании V. Tolstoy. Russian Decorative arts. 1917 – 1937. New
York, Rizzoli, 1990. P. 258 (printed cotton with a stylized motif of fishermen, цв. илл.).




2

«Куклы» (Мальчики-девочки). Вторая ситценабивная фабрика в Серпухове.
1929-1931 гг. Художник: Д. С. Лехтман-Заславская. Образец атрибутирован по под-
робному описанию в диссертации Блюмин М. А. «Влияние искусства авангарда на ор-
наментальные мотивы тканей 1910-1930-х годов: на примере стран Западной Европы
и России». СПб., 2006 (ткань со стилизованным изображением детей (мальчиков и
девочек)). Образец без атрибуции и датировки опубликован в журнале «Наше насле-
дие», № 83-84 за 2007 г. (цв. ил.). Образец экспонировался на выставке «100%
Иваново» в Государственном центральном музее современной истории России в мае
2011 г.
Любопытный образец - сейчас вы видите девочек, а если перевернуть монитор, то будут
мальчики. (переворачивать изделия из репоста не рекомендую - ничего интересного не произойдёт :) ).


4

«Фабрика». Вольта. Фабрика им. Я. М. Свердлова в Москве. 1929 г. Художник:
Е. С. Никитина. Образец опубликован в издании «Советские ткани 1920 – 1930-х
годов. Авт.-сост. И. М. Ясинская. Л., Художник РСФСР, 1977 С. 206-207 (цв. ил.,
хранится в ГРМ (поступил в 1931 г., Б-1118)). Образец ткани опубликован в книге С.
О. Хан-Магомедова «ВХУТЕМАС. 1920 – 1930». В 2-х книгах. Книга 2-ая. М.,
Ладья, 2000. С. 180 (тон. ил.) с атрибуцией – набивная ткань «Фабрика», 1929 г.,
автор рисунка С. Никитина (окончила набивное отделение Текстильного факультета).



11

“Лампы”. Ткань с тематическим рисунком. Первая ситценабивная фабрика в Москве.
1920-е – 1930-е гг. Образец опубликован с данной атрибуцией и датировкой в ДИ
СССР, № 2 (339) за 1986 г. С. 48-49.



14

«Граница на замке». Набивная ткань. Первая ситценабивная фабрика в Москве.
1929 – 1931 гг. Художник: Д. С. Лехтман-Заславская. Образец с данной атрибуцией
опубликован в издании С. О. Хан-Магомедова «ВХУТЕМАС. 1920 – 1930». В 2-х
книгах. Книга 2-ая. М., Ладья, 2000. С. 173 (тон. ил.).


17

“Транспорт” (“Самолёты”). Ситец. 1929 г. Художник: В. Д. Латонина. Образец
без атрибуции и датировки опубликован в журнале «Наше наследие», № 83-84
за 2007 г. (цв. ил.). Образец ткани опубликован в книге С. О. Хан-Магомедова
«ВХУТЕМАС. 1920 – 1930». В 2-х книгах. Книга 2-ая. М., Ладья, 2000. С. 184
(тон. ил.) с атрибуцией – Набивная ткань «Транспорт». Ситец 1929 г. Художник: В.
Латонина. Образец экспонировался на выставке «Индпошив» в галерее «Проун» в
Москве, июнь 2010 г.


17-1

“Дирижабли”. Ткань. Трёхгорная мануфактура в Москве. Кон. 1920-х - нач.
1930-х гг. Предположительно, по эскизу студентов ВХУТЕМАСа-ВХУТЕИНа.
Образец опубликован в издании V. Tolstoy. Russian Decorative arts. 1917 – 1937. New
York, Rizzoli, 1990. P. 252 (cotton printed with a stylized dirigible motif against a background
representing a starry sky, цв. илл.). Образец ткани опубликован в книге С. О.
Хан-Магомедова «ВХУТЕМАС. 1920 – 1930». В 2-х книгах. Книга 2-ая. М.,
Ладья, 2000. С. 181 (тон. ил.) с атрибуцией – Ткань «Дирижабли», автор неизвестен
(предположительно, студенты или выпускники ВХУТЕИНа). Образец экспонировался
на выставке «Индпошив» в галерее «Проун» в Москве, июнь 2010 г.



21

Ткань с тематическим рисунком. 1920-е - 1930-е гг.


23

Ткань с тематическим рисунком. 1920-е - 1930-е гг.



26-1

Ткань с тематическим рисунком. 1920-е - 1930-е гг.



30-2

Ткань с тематическим рисунком. 1920-е - 1930-е гг.

Атрибуции тканей проведены для каталога Ю.В.Карповой "Агитационные ткани. Каталог частного собрания".- М., издательство "Среди коллекционеров", 2014.
Тираж 50 экз. Ткани из частного собрания Юрия и Светланы Каменевых.

Где можно ещё почитать об агитационных (и не только) тканях:
Библиография (по тканям), составленная Ю.В.Карповой:
1. !00% Иваново. Агитационный текстиль 1920-х — 1930-х годов из собрания Ива-
новского государственного историко-краеведческого музея им. Д. Г. Бурылина. М.,
«Первая публикация», 2010. 304+172 с. цв. и тон. ил.
2. Абрамова А. Одна из первых. К 70-летию со дня рождения В. Ф. Степановой // ДИ
СССР. № 9. 1963. С. 19-21. цв. и тон. ил.
3. Алпатова И. О композиции текстильного рисунка // Декоративное искусство. № 2.
1964. С. 15-19. цв. и тон. ил.
4. Андреева Л. В. О последних годах творчества С. В. Чехонина // Советское декоратив-
ное искусство – 76. М., Советский художник, 1978. 279 с., тираж 10 000 экз. тон. и
цв. ил. С. 230-248.
5. Акиншевич Галина. Агитткань // ДИ СССР. № 11 (264). 1979. С. 47-48.
6. Бесчастнов Н. П. Агиттекстиль // ДИ СССР. № 2 (339). 1986. С. 48-49.
7. Бесчастнов Н. П. Агиттекстиль // Наше наследие. № 83-84. 2007.
8. Бесчастнов Н. П. Художественная роспись по ткани 1920-1930-х годов: поиски и
эксперименты // Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вест-
ник МГХПУ. ВХУТЕМАС – ВХУТЕИН. № 3. 2010. 203 с., тираж 500 экз. тон.
ил. С. 106-112.
9. Блюмин М. А. Влияние искусства авангарда на орнаментальные мотивы тканей 1910-
1930-х годов на примере стран Западной Европы и России. Диссертация на соискание
степени кандидата искусствоведения. СПб., 2006. 287 с. ил.
10. Блюмин М. А. Коллекция текстиля в Музее прикладного искусства СПГХПА //
Декоративное искусство и дизайн: проблемы образования, творчества и сохранения ху-
дожественного наследия. Материалы научно-практической конференции 16-18 июня
1998 года. СПб., 1999. С. 97-99.
11. Бытовой советский текстиль. Первая художественная выставка. М., 1928.
12. Вострикова О. В. Ассортимент тканей и материалов в костюме России первой чет-
верти двадцатого века // Декоративное искусство и предметно-пространственная среда.
Сборник научных трудов. Вып. 3. М., 2004. 285 с.С. 204-208.
13. Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства. М., «Бук
Хаус», 2006. 180 с., тираж 2 000 экз. цв. ил. С. 123-141, 170-171.
14. ДИ СССР. № 10. 1967.
15. Державин Б., Пестель С. Сюжетный рисунок на ткани // ДИ СССР. № 2. 1961.
С. 13-15.
16. Землякова О. Из рода Маяковских // ДИ СССР. № 5. 1988. С. 32-33.
17. Индпошив. Каталог выставки «Ручной труд». М., «Проун», 2010. 144 с., тираж —
100 экз. тон. и цв. ил.
18. Искусство в массы. № 1 (9). 1930.
19. Искусство в массы. № 2 (10). 1930. С. 20.
20. Искусство в массы. № 4 (12). 1930.
21. Искусство в массы. № 5 (13). 1930. С. 24.
22. Искусство в массы. № 9 (17). 1930. С. 15.
23. Искусство в массы. № 12 (20). 1930.
24. Искусство, рождённое Октябрём. Плакат. Фарфор. Текстиль. Государственный
Исторический музей. М., Внешторгиздат, б\г.
25. К 80-летию со дня рождения Л.В. Маяковской // ДИ СССР. № 9.1964 . С. 29.
26. Карева Г. А. Новые явления в текстильной промышленности Иваново-Вознесен-
ской губернии в 1920-е годы // Забелинские научные чтения – Год 1999-й. Исто-
рический музей – энциклопедия отечественной истории и культуры. Труды ГИМ. М.,
1999. Вып. 121. 772 с. тон. илл. С. 359-365.
27. Карпова Ю. В. Агитационные ткани 1920-х-1930-х гг. // Среди коллекционе-
ров. № 4(5). 2011. С. 4-23.
28. Климов Г., Юниверг Л. СССР на Парижской выставке 1925 года. По архивным
и печатным материалам 1920-х годов // Панорама искусств – 5. М., «Советский ху-
дожник», 1982. 343 с., тираж 70 000 экз., тон. ил. С. 66-87.
29. Лаврентьев А. ВАРСТ. Геометрические цветы на конструктивистском поле. М.,
«ГрантЪ», 2002. 31 с., тираж 1500 экз. цв. ил.
30. Макаров К. А. Советское декоративное искусство. Альбом. М., «Советский ху-
дожник», 1974. 332 с., тираж – 20 000 экз. цв. ил. С. 75-77, 110-113.
31. Малинина Т. Г. Формула стиля. Ар Деко: истоки, региональные варианты, осо-
бенности эволюции. М., Пинакотека, 2005. 304 с., тон. и цв. ил. С. 205-210.
32. Мурина Е. Ткани Любови Поповой // ДИ СССР. № 8. 1967. С. 24-27.
33. Нестерова И. Ткани Комбината им. III Интернационала // Советское декоратив-
ное искусство – 7. М., «Советский художник», 1983. 263 с., тираж 10 000 экз. цв.
ил. С. 59-66.
34. По волнам нашей памяти. Городская жизнь 1920-1960-х годов. Государственный
Исторический музей. Каталог выставки. М., 2006. 72 с., тираж 1 000 экз. С. 22-23.
35. Работнова И. П. Набивные ситцы конца 20-х – начала 30-х годов // ДИ СССР.
№ 10 (191). 1973. С. 56-57.
36. Рогинская Ф. С. Назаревская М. С. М., 1955.
37. Советское декоративное искусство. 1917-1945. Очерки истории \ В. П. Толстой.
М., Искусство, 1984. 256 с., тираж 25 000 экз. 132 л. ил. С. 135-148.
38. Соловьёв В. Л. Ивановские ситцы. Диссертация. М., 1989. 136 с. тон. ил.
39. Стриженова Т. К. Из истории советского костюма. М., «Советский художник»,
1972. 112 с., тираж 27 000 экз. илл. С. 87-97.
40. Стриженова Т. К. Особенности работы художников промышленного текстиля //
Советское декоративное искусство – 73\74. М., «Советский художник», 1975. 247 с.,
тираж 10 000 экз. тон. и цв. ил. С. 49-59.
41. Стриженова Т. К. Проблемы творчества в промышленных тканях (1928 – 1938)
// Советское декоративное искусство – 8. М., «Советский художник», 1986. 296 с.,
тираж 10 000 экз. цв. ил. С. 234-244.
42. Таньшина З. А. Ивановский текстиль первой трети ХХ века // Декоративное ис-
кусство и предметно-пространственная среда. Сборник научных трудов. Вып. 1. М.,
2007. 170 с., тираж 100 экз. С. 26-36. тон. ил.
43. Таньшина З. А. Принципы художественного проектирования текстиля (на при-
мере образцов тканей 1920 – 1930 гг.) // Декоративное искусство и предметно-про-
странственная среда. Вестник МГХПУ. № 1. 2008. Ч. II. М., 2008. 180 с., тираж
500 экз. тон. ил. С. 127-136.
44. Таньшина З. А. Зарождение отечественного дизайна текстиля // Декоративное ис-
кусство и предметно-пространственная среда. Вестник МГХПУ. № 1. 2008. Ч. II. М.,
2008. 180 с., тираж 500 экз. тон. ил. С. 137-143.
45. Таньшина З. А. Новаторские идеи авангарда в текстиле и моделировании костюма
1920-х годов // Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вест-
ник МГХПУ. № 2. 2009. 263 с., тираж 500 экз. тон. ил. С. 163-171.
46. Таньшина З. А. Творчество художника текстильного производства 1920-1930-х
годов Киры Осиповны Мосяковой // Декоративное искусство и предметно-простран-
ственная среда. Вестник МГХПУ. № 3. 2009. 255 с., тираж 500 экз. тон. ил. С.
155-169.
47. Таньшина З. А. Художественное проектирование набивных тканей для отечествен-
ной промышленности 1920-х-1930-х гг. М., 2008. 222 с., ил.
48. Темерин С. М. Русское прикладное искусство. Советские годы. Очерки. М., «Со-
ветский художник», 1960. 457 с., тираж 3 100 экз. цв. ил. С. 106-134.
49. Титова Н. Из истории советского текстиля // ДИ СССР. № 8 (81). 1964. С. 14-
17.
50. Трубкина Е. Журнал «Ателье» №1, 1923 // Русское искусство. № 1. 2006. С.
156-161. цв. ил.
51. Хан-Магомедов С. О. ВХУТЕМАС. 1920 – 1930. В 2-х книгах. Книга вторая.
М., «Ладья», 2000. 488 с., тон. ил.
52. Ясинская И. М. Советские ткани 1920 – 1930-х годов. Л., «Художник РСФСР»,
1977. 279 с., тираж 10 000 экз. цв. ил.
53. Ясинская И. М. Ткани 1920-х годов в собрании Русского музея // Сообщения
Государственного Русского музея. Вып. Х. М, 1974. С. 78-83. тон. ил.
54. Tolstoy Vladimir. Russian decorative Arts. 1917-1937. New York, Rizzoli, 1990. P.
221-262. 439 p., ill. in colour.

Все ткани шли на экспорт и за обычным ситчиком были километровые очереди .
Спасибо за мнение, но в Москве, например, конфеты шоколадные и книги было сложно купить во втор.пол.XX века,
а в Ташкенте ни то, ни другое никто не покупал.
Поэтому мой ответ - не везде, не всё на экспорт и не всю советскую власть.
спасибо за статью, очень интересно.
Тема облажался =)
_______________
update: сколько у вас тут интересного! надо в друзья, забираю-забираю =)

Edited at 2014-03-22 11:19 am (UTC)
Под словом "паттерн" вы подразумевали узор?
Нет, дело в том, что я вообще ничего не подразумеваю.
Просто когда говорят - новое, то, невольно, приходят ассоциации
и можно назвать ещё несколько ещё более подходящих тем.
А разве Лебедев говорит про изобретение узора как такового? А не о том, что до сих пор разработка фирменного стиля включала логотип, картинку и шрифт т.е., но не узор? Разве в этом не новизна? По-моему, так вполне себе новизна.
В том контексте, что вы написали, безусловно, новизна может быть и есть,
но в самой идее компоновки и исполнения ничего нового нет -
ради интереса посмотрите агитационную посуду 1920-х годов
с надписями, узорами, сюжетными картинками, шрифтами и т.д.
Например,тарелка Радонича "Царствию рабочих и крестьян не будет конца" (1921 год).
Там есть вся новизна, о которой вы говорите: звезда (чем не логотип партии большевиков?),
внутри неё вписан идеологический сюжет (чем не фирменная концепция партии большевиков?),
снаружи вокруг звезды стилизованная надпись (чем не ваш фирменный шрифт?).

Edited at 2014-03-22 02:04 pm (UTC)
Занятно. Узор с дирижаблеми понравился - жизнеутверждающе выглядит. А так большей частью узоры абстрактные делали. Растительные орнаменты в 1930-е успехом не пользовались?
Были и с растительными орнаментами, но это были единичные образцы,
с орнаментами в виде колосьев и т.п.